Скульптор по дереву Виктор Круглов, проработавший в Лосином острове тридцать лет, живёт на Ярославском шоссе. С средины 1970-х до недавнего времени его деревянные скульптуры можно было увидеть в лесопарке. Об этом сообщает окружная газета «Звездный бульвар».
В 1972 году, когда дома на Переяславке стали ломать, Виктору с женой Маргаритой и дочерью Жанной дали квартиру в девятиэтажке на Ярославском шоссе, недалеко от станции Лось. Зимой по выходным они катались на лыжах в Лосином острове.
Обычно, войдя в лес, шли вглубь, а в тот день – в январе 1976-го свернули направо. И через пять минут увидели какие-то избушки, таблички «Леспромхоз», «Лесничество».
– Думаю, вот куда мне надо! Зашли в избушку, сидит человек, пьёт чай. Я говорю: здравствуйте, хотел бы в парке деревянные скульптуры делать, мы три года тут катаемся, а вас не видели. А он отвечает: а мы три года ищем как раз такого человека, – рассказал Круглов.
Штатной единицы скульптора в Лосином острове не было. Виктора оформили лесником. Зарплата – 70 рублей, в два с лишним раза меньше, чем на телевидении.
– Жена меня поняла, честь ей и хвала. Она тоже немного получала – преподаватель игры на фортепиано в доме культуры, замечательный педагог. Стали жить экономнее, мы в быту скромные, нам много не надо. Зато я занимался любимым делом, душа пела, – признался скульптор.
Поляна Сказок
Первым объектом Виктора стала «Поляна сказок» недалеко от входа в парк с улицы Проходчиков.
– Я начал с деревянного Крокодила Гены c гармошкой в руках и Чебурашки. Потом появились гномы, за ними – Карлсон и собака Пиф. Позже – Алёнушка и Заяц. Поляна эта – средоточие дорог, её пересекают восемь дорожек. Скульптурные персонажи разместились по секторам, а в центре – сказочный бревенчатый домик. Вокруг поставили скамейки с резными спинками, я старался, чтобы рисунок везде был разный, – объяснил автор.
На площадке для тихого отдыха рядом с конторой Виктор поселил двух влюбленных медведей, Машу и Мишу. Рядом сделал резной навес и кормушки.
На полпути от лесничества к озеру выросла женская фигура – охранительница леса, неподалеку – мощный стол и широкие кресла из сосны. Это «Белая роща» – лесная гостиная, где можно посидеть и подумать.
– Скульптура начинается с образа: в голове возникает представление о том, что я хочу сделать и как это должно выглядеть, – говорит мастер – Под этот образ ищешь дерево. Находил его сам или заказывал лесникам. Важны высота и диаметр. Остальное сделаю руками.
Недостатка в материале Виктор не испытывал. Им могло послужить любое поваленное или засохшее дерево подходящих габаритов. Стволы средних размеров привозили к мастерской на лошади, а массивные доставляли с помощью подъёмного крана.
Захотелось рассказать
В 2006 году у Виктора Георгиевича начала болеть рука.
– Не то что топор или киянку, стамеску с трудом удерживал. Врачи не скрывали: если не перестану напрягать руку, могу её потерять, – поделился художник.
Он привёл в порядок все парковые скульптуры. Укрепил основание, ликвидировал сколы и повреждения, покрыл лаком. С работы в Лосином острове он ушёл, но стал работать над книгой об этом удивительном месте.
– Захотелось рассказать о том, каким был парк на рубеже ХХ-ХХI веков, о людях, которые там работали, о его животных и растениях, – пояснил Круглов.
Книгу «Природы храм: национальный парк «Лосиный остров» он издал в прошлом году. Конечно, в ней рассказывается и о деревянной скульптуре. Известное высказывание про ваятеля, работающего с камнем – взять глыбу мрамора и отсечь всё лишнее, – справедливо и в случае с деревом. Так было с причудливым корнем, превратившимся в скрипача, который стоит сейчас у мастера дома, со старой сосной – «Осенью» на главной аллее, со стволами, ставшими изящным фламинго, хитрой лисой, ушастой мышкой.
Сосна превратилась в великана
Созданная Виктором фигура Гулливера, возможно, могла бы войти в книгу рекордов как самая высокая на тот момент (середина 1980-х) деревянная скульптура на открытом воздухе.
– Когда перед мастерской сгрузили большую сосну с разветвлением и круглыми наростами на стволе, я сразу увидел готовое туловище великана с ногами и как бы связанными руками, вспоминает Виктор. – А вот с головой гиганта пришлось повозиться. Сделал заготовку, приставил к корпусу, но оказалось не то – слишком длинная шея. Укоротил её, но фигура стала выглядеть непропорционально.
Тогда мастер закрыл шею Гулливера сзади волнистыми волосами (с помощью стамески, естественно) а спереди повязал шейный платок из большого корня, который как бы развевается по ветру. Сразу возникла лёгкость, порыв, особое настроение – вспомнился фильм Марка Захарова «Дом, который построил Свифт».
Все эти метаморфозы происходили с Гулливером в лежачем положении. Когда великана поставили на ноги, заглубили их на метр в землю и смонтировали ступни, в парке появилась новая достопримечательность. Стоишь в проеме, который образуют ноги Гулливера – два метра высотой, – и машешь рукой: такая фотография есть у многих жителей Ярославского района.
Дерево – материал особенный. Работать с ним и легко, и трудно.
– С одной стороны, оно отдает тебе часть своего тепла, это очень вдохновляет. А с другой… Однажды я почувствовал, что сосне, которую я режу, больно. И мне тоже стало больно. Несколько дней не мог подойти к ней со стамеской. Но теперь понимаю, что, преображая дерево в скульптуру, я дарил ему вторую жизнь.
Виктор Георгиевич планирует продолжить работу над воспоминаниями о Лосином острове. Те, кому тоже есть, что рассказать, могут связаться с автором по электронной почте: ostrov2882@yandex.ru.
Свежие комментарии